В данном разделе будет публиковаться информация для начинающих и не очень, по основам, правилам, безопасности езды на мотоцикле.
Помните, что советы приведенные в данном разделе не являются абсолютными, или напротив, могут быть неполными. Имейте свою голову на плечах и вынесите из этого раздела форума все наиболее для вас полезное, все таки учиться лучше на чужих ошибках.
Сканированная книжка:
И.В. Ксенофонтов "Основы управления мотоциклом и безопасность движения"
Вы сели на мотоцикл. Теперь ваша судьба в ваших руках, а точнее, на кончиках ваших пальцев. Как выжить и не остаться при этом инвалидом? Попробую дать некоторые рекомендации, основанные на своем опыте и опыте многих таких, как вы.
Перво-наперво нужно привыкнуть соблюдать ПДД: от соблюдения правил зависит 90% Вашей безопасности, как в физическом, так и в юридическом аспектах. Некоторые водители уверены, что ПДД не являют собой сермяжную правду жизни, и считают, что их не только можно, но и нужно нарушать. Спорить не буду, но я еще не знаком с ДТП, в которых никто из участников не нарушил правила.
Мотоцикл является не только другом или модной игрушкой, но и одним из самых опасных транспортных средств, поэтому для того, чтобы избежать возможных последствий этой опасности, нужно научиться двум вещам:
1 - Навыкам вождения в разных ситуациях и дорожных условиях.
2 - Внимательности.
Почему внимательность? Выезжая из гаража, вы попадаете в мир, где всех можно условно считать врагами: все движущиеся и неподвижные транспортные средства, пешеходы и собаки. Любое столкновение может привести к печальным последствиям, причем вас могут не заметить, могут создать аварийную ситуацию специально, либо просто потерять бдительность или не справиться с управлением.
Перед выездом нужно проверить общее состояние мотоцикла: давление в шинах, уровень масла, произвести хотя бы беглый осмотр, не открутилась ли какая-нибудь гайка, не подтекают ли жидкости. Не пренебрегайте элементами защиты. Наколенники, налокотники, защита спины, "черепашка", мотоботы помогут избежать вам серьезных травм. При падении на скорости 5 км/ч кожа с ладоней останется на асфальте, если вы не в перчатках, с головой может быть хуже, если вы едете без шлема, причем застегнутого. Мало того, можно глазом поймать муху, навозного жука или камень. Если понты вам дороже, чем голова, то шлем можно не одевать.
По статистике большинство ДТП с участием мотоциклистов происходит тогда, когда водитель встречной машины поворачивает налево. При этом он вас не видит. Для того, чтобы вас было хорошо видно издалека нужно всегда ездить с включенным ближним светом, причем, многим любителям езды с дальним светом могу сказать, что определить ваше положение в ряду и расстояние до вас при ослеплении через зеркала заднего вида, практически нереально. Кстати, гораздо эффективнее привлечь внимание морганием дальним светом, а при езде с ним постоянно это сделать затруднительно. Приучите себя пользоваться звуковым сигналом. Если вы находитесь в "мертвой зоне" в плотном потоке, и/или есть подозрения, что идущие рядом автомобили вас не видят, либо при подозрении, что встречный автомобиль собирается повернуть налево, дайте знать о себе звуковым или световым сигналом и убедитесь, что вас заметили. Я не призываю перестать ездить между рядов, но нужно быть предельно осторожными, тем более при разборе, если произойдет ДТП, вы однозначно будете виноваты. Но призываю вести себя вежливо - не сшибать зеркала, не крутить факи и т.д.: это может аукнуться либо вам, либо другому двухколесному собрату. В следующий раз обиженный автолюбитель может преднамеренно вытолкать вас на обочину или, того хуже - на встречку.
Ваша скорость при езде в плотном потоке не должна превышать его скорость более чем на 10-20 км/ч. Это касается и движения при объезде пробки по встречке или по обочине. Классическое ДТП: мотоциклист врезается в автомобиль, стоявший в пробке и решивший развернуться или выехать на встречку перед носом у быстродвижущегося мотоциклиста. При этом не стоит забывать, что как на разделительной, так и на обочине может быть песок, и оттормаживаться там весьма проблематично. Если поток стоит, то будьте готовы, что у стоящей впереди машины может открыться дверь, может выскочить ребенок или собака. Скорость надо выбирать с таким расчетом, чтобы можно было успеть оттормозиться. Если у вас есть пассажир, то ваш тормозной путь существенно увеличится. Все, что нужно знать о торможении, читать на www.fireworks.ru/moto/rear_braking.htm.
Помните, что, кроме вас, на мотоциклах ездят еще многие люди, и что у них в голове, никому не известно, так что за обстановкой сзади надо всегда наблюдать. Приучите себя "стрелять взглядом" по зеркалам заднего вида не только при маневре, но и просто каждые 5-10 секунд, даже стоя на перекрестке. При старте со светофора нужно помнить, что в России существует неписаное правило: на желтый сигнал светофора давить не на тормоз, а на газ. Случаи, когда резко сорвавшийся со светофора мотоциклист бьет в не успевшую проскочить машину, нередки.
В любом случае, как только вы сели за руль мотоцикла и поехали, вы должны быть постоянно во внимании и ни на секунду не расслабляться - вокруг враги. При езде по городу пальцы всегда должны быть на рычагах сцепления и тормоза. При перестроении приучите себя контролировать мертвую зону поворотом головы. При этом помните, что существуют "шахматисты", способные перестраиваться сразу на два ряда, поэтому не ленитесь проверять не только ту сторону, в которую собираетесь перестраиваться, но и противоположную. Если дорога, по которой вы едете свободна, то лучше держаться середины, особенно в концах подъемов, оставляя для себя место для маневра в случае, если кто-то впереди захочет развернуться. Желательно потренировать периферийное зрение: смотреть прямо перед собой, не крутя головой и держать в поле зрения как можно больше участников дорожного движения. Не нужно самому задерживаться в мертвой зоне автомобиля - вас бортанут не со зла. Обращайте внимание, есть ли на впереди идущей машине зеркала и видит ли вас ее водитель. При движении за автомобилем на малой дистанции нужно занимать такое положение, чтобы во-первых: не наехать на препятствие, которое автомобиль пропустит между колес, во-вторых: видеть дорогу перед этим автомобилем. За грузовиками лучше не ездить вообще никогда, так как иногда из колесной спарки вылетают камни, из кузова сыпется грязь и песок. Бывают случаи, когда потоком воздуха за грузовиком может поднять над дорогой лежащий на ней лист железа и фанеры.
Постарайтесь не поддаваться на провокации некоторых четырехколесных "шумахеров". Помните, что в городе расслабляться нельзя, ваше внимание переключается на процесс гонки, вы едете быстро, вы резко маневрируете - все это вместе чревато. Не стоит недооценивать любителей поотжигать на заряженных бимерах и меринах - многие из них могут легко маневрировать в потоке на скоростях 200 и выше, в то время, как на мотоцикле на таких скоростях возможности для маневра ограничены. Пускай едут - свой столб у них еще впереди. Если вас пытаются толкнуть или остановить с явно недружественными намерениями, не пытайтесь убегать на пределе своих возможностей - на малых скоростях маневренность мотоцикла намного выше. Остановиться и тронуться на большинстве мотоциклов можно быстрее, чем на большинстве автомобилей.
Вообще наглости и безнаказанности наших заклятых четырехколесных друзей нет границ. Очень часто они вылетают с примыкающих второстепенных дорог на высокой скорости, стараясь перестроиться сразу в левый ряд, а могут, испугавшись, тут же нырнуть вправо. Здесь надо быть особо бдительными. Постарайтесь воздерживаться от маневров на таких участках дороги, хотя вы и едете по главной дороге. Бывает, что в плотном потоке вас затирают, причем иногда и преднамеренно, в таких случаях пользуйтесь звуковым сигналом. Чем мощнее гудок, тем лучше это помогает.
Не стоит переоценивать себя и свой мотоцикл. Этим страдают особенно новички. Вроде сезон-два откатали без проблем, и кажется, что все уже можно, все получается. Падения и аварии происходят рано или поздно с каждым из нас. Не думаю, что каждый погибший мотоциклист считал себя неумелым. Напомню, что и мотоцикл сам по себе не является идеальным безотказным механизмом. В самый неподходящий момент, например при обгоне на узкой дороге по встречной полосе, может заглохнуть мотор, лопнуть колесо и т.д.
Несколько слов о дорожном покрытии. Чем сильнее нагрет асфальт и резина, тем лучше сцепление. За исключением случаев, когда асфальт плавится от жары. При низких температурах даже на сухой и чистой дороге нужно быть осторожным. Если покрытие влажное, то помните, что разница коэффициентов сцепления на разных его типах существенно возрастает. В сырую погоду лучше всего держит старый шероховатый асфальт, хуже всего - новый, гладкий, свежеуложенный, вообще не держат пластиковая разметка, битумные заплатки, канализационные люки и прочие железные конструкции. При пересечении трамвайных рельсов, особенно в дождь, старайтесь "затупить" угол пересечения. Самый скользкий асфальт в самом начале дождя, когда образуется тонкая пленка из грязи. Сразу после дождя, когда дорога уже высохла, на ней остается много песка. Будьте внимательны при заходе в закрытые повороты - можно вылететь на разлитое масло или солярку, выплеснувшуюся из бака грузовика.
Конечно, мы всегда стараемся избежать аварии, но если она все же неизбежна, то нужно помнить некоторые вещи. При фронтальном столкновении или ударе в бок мотоциклом в автомобиль можно легко выпрыгнуть. Главное - этого не бояться. Рассмотрим такой вариант. Вы едете на зеленый сигнал светофора и в последний момент замечаете, что сбоку выскакивает машина, и ваши траектории пересекутся или она остановилась на вашем пути. Что делать? Первое: конечно всегда при пересечении перекрестков, а особенно закрытых не нужно лететь. Второе: если оттормозиться уже не успеваете, то лучше не паникуйте, а выберите траекторию ухода от препятствия с наименьшим уроном. При активном торможении у вас очень мало шансов маневрировать. У вас еще есть время немного подкорректировать траекторию мотоцикла, например, чтобы ударить не в салон, а в капот или багажник, или, учитывая дорожную обстановку полететь в сторону обочины, а не на встречку. В любом случае, всегда надо быть готовым к тому, что это может произойти и не бояться этого. Выскочившую из переулка или двора машину нужно стараться объехать спереди, а не сзади. Водитель автомобиля, заметив вас, резко затормозит и вас есть шанс его объехать или, на крайний случай перелететь через капот, а не ударить в салон. Если вас затирают в потоке и столкновение неизбежно, то по возможности бить нужно того, кто нарушает, иначе нарушитель уедет и вам придется разбираться с пострадавшим. Если ситуация вынуждает положить мотоцикл на бок, то нужно успеть убрать ногу с той стороны, на которую падаешь. Когда падаете из-за срыва переднего колеса, то понять, куда вы будете падать весьма непросто, да и потом невозможно вспомнить момент падения. Уже в процессе скольжения на 5-й точке по асфальту ногами нужно стремиться отпихнуть мотоцикл от себя. Как падать, надеюсь, каждый и сам знает. Кто не знает, напомню: при падении нужно сгруппироваться, закрыв голову руками, затем выпрямиться на спине, расставив руки, ногами в сторону скольжения.
Отдельная песня - пешеходы. Для мотоциклиста пешеход - это крупный биологический объект с непредсказуемым поведением, наделенный правами и лишенный каких-либо обязанностей. Даже если вы сшибли пешехода в месте, не предусматривающем его появления, все равно молитесь, чтоб он был пьян или у него не было родственников в силовых структурах, ну и, главное, чтоб он помер в другой раз и без вашей помощи. Если в вашем поле зрения появляется пешеход, и вам кажется, что он собирается пересечь проезжую часть, то считайте, что он готовится прыгнуть к вам под колеса. Как правило, пешеходы всегда неверно рассчитывают скорость приближения мотоцикла, не подозревая, что вы едете вдвое быстрее, чем они думают. Нужно привлечь его внимание любым способом: сигналом, перегазовкой, светом - это их помогает опустить в одну с вами плоскость. Желательно скорость выбирать такой, чтобы можно было затормозить или сманеврировать. Правила в таких случаях предписывают "снизить скорость вплоть до остановки". Бывают случаи, когда скорость достаточно высока, и пешеход уже на проезжей части и начинает метаться в разные стороны. В таких случаях не нужно метаться самому, судорожно повторяя его конвульсии, лучше взять инициативу в свои руки: наметить для себя сторону, с которой вы его собираетесь объехать и включить соответствующий указатель поворота. В 99-ти процентах случаев пешеход не хочет расстаться с жизнью под колесами вашего мотоцикла, и он инстиктивно отпрыгнет в противоположную сторону. Но остается еще один процент отморозков, которые могут стоять ночью в самом неожиданном месте, вдали от населенных пунктов, широко расставив руки… Не дай вам Бог повстречать такого на своем пути, но помнить об этом нужно всегда.
Собаки на дороге тоже представляют опасность, хотя и меньшую. Лучше всего на собак действует звуковой сигнал. Если собаки на вас нападают, то хороший гудок тоже помогает.
И последнее - пьянство. Тесты журнала "За рулем" показали, что небольшое количество алкоголя способствует усилению чувства ответственности, обостряет реакцию, и т.д. Но самое обидное, что если вы попали в ДТП с этим самым "небольшим количеством", то в любой ситуации будут проблемы.
Спасибо всем, кто прислал описания своих аварийных ситуаций.
(C) Студент _________________
Архимаг не рассусоливает с колдунами без лицензии!
Ценны как для мотоциклистов, так и для автолюбителей.
1. Это не гонка. Задача номер 1 - остаться живым. Задача номер 2 - доехать без повреждений и происшествий. Можно считать что ты успешно прошел тест, если удалось доехать до пункта назначения спокойным и без адреналинового стука в голове.
2. Перед началом движения на зеленый свет, посмотри в обе стороны. Не отпускай тормоз до тех пор, пока ты действительно не готов начать движение (Иначе водитель позади тебя, увидев погасшие стоп-сигналы, скорее всего получит инстинктивный зрительный сигнал о том, что через мгновение ты поедешь).
3. Двигаясь по главной дороге и приближаясь к второстепенной: Убедись в том, что водители на второстепенной дороге как минимум посмотрели в твою сторону; - Убедись в том, что вращение колес их машин замедляется (особенно хорошо это видно на скользком покрытии, когда колеса могут блокироваться при торможении); - По работе передней подвески видно, замедляется машина или ускоряется.
4. Держите дистанцию, двигаясь позади грузовиков: Потому что они мешают видеть, что происходит впереди; Они могут перевозить груз, который может неожиданно упасть перед тобой на дорогу; Они могут перевозить сыпучие материалы, которые может сдуть (гравий, песок); Дистанция должна быть вдвое больше нормальной - или еще больше, в зависимости от дорожных условий. Кроме того, не стоит полагаться на то, что их стоп-сигналы исправны.
5. При ночной езде не двигайтесь слишком близко к тяжелым и дальнобойным грузовикам. Бывает так, что ночью дым от разрушающихся и дымящихся спущенных шин не виден, поэтому внезапно оторвавшийся кусок покрышки может стать неприятным сюрпризом. Кроме того, шины грузовиков частенько бывают наварными и могут отслаиваться, при этом отслоившийся проектор может сыграть с тобой злую шутку, окажись ты рядом в этот момент.
6. Несколько раз глянь в зеркало заднего вида перед перестроением или обгоном, особенно на магистрали. Бывает трудно вклиниться в идущий по скоростной полосе поток машин и набрать темп движения потока, никому при этом не мешая.
7. Самое опасное время суток для движения - закат и рассвет. Будь наготове, не совершай непродуманных действий.
8. Вечером включай ближний свет как можно раньше, особенно если твой путь лежит по направлению на восток.
9. Не помешает включить ближний свет даже днем при движении по узкому двухполосному извилистому загородному шоссе.
10. Заранее прогнозируй развитие ситуации и выбирай пути мгновенного объезда при приближении к группам машин, обгоне или приближении к перекресткам с оживленным движением. Тормозов может оказаться недостаточно.
11. Избегай длительного движения в плотной группе машин.
12. Сбрось скорость или другим способом дай понять водителям в плотной группе машин, что ты желаешь их пропустить; не ускоряйся, чтобы оторваться от плотного потока, если он идет со скоростью, близкой к твоей крейсерской
13. Старайся никогда не находиться в слепой зоне других водителей. Замедляйся или увеличивай скорость.
14. Не позволяй никому находиться в твоей слепой зоне. Замедляйся или увеличивай скорость.
15. Автопутешественники после долгого пути становятся абсолютно непредсказуемыми - они могут остановиться, например, на закрытом горном повороте.
16. Грузовики и автобусы могут пропускать большие предметы, лежащие на дороге, между колесами, при этом задевая их, что приводит к тому, что эти предметы могут оказаться на твоем лобовом стекле.
17. Со встречных грузовиков тоже, случается, падают разные неприятные вещи.
18. Ожидай агрессивного поведения на дороге от: спортбайкеров без шлемов лифтованных машин на широких шинах
- BMW
-ТрансАмов или пятилитровых Мустангов
-Машин с водителями в бейсболках, надетых задом наперед
-крутые точила с прицепленными к ним велосипедами или горными лыжами - ими управляют молодые и агрессивные пацаны
-недорогих подержанных машин вблизи университетов
-любых машин, если на них есть неоновая обвеска
19. Ожидай рассеянного поведения на дороге от:
-Людей, разговаривающих по мобильному телефону и управляющих автомобилем
-водителей Вольво
- водителей минивэнов
- любой машины с ребенком в салоне
-любой машины со знаком Ребенок в машине
-велосипедистов (причем, как правило, велосипедисты в специальной спортивной одежде ведут себя более предсказуемо по сравнению с теми, кто просто едет на велосипеде)
-подростков на мопедах и скутерах
-автомашин с иногородними номерными знаками
-зимой - от автомашин с неочищенными от снега и льда стеклами, летом - от грязи
20. Если есть возможность, отложи поездку после 8 часов вечера, особенно в пятницу и субботу по следующим причинам:
-На дороге больше нетрезвых (как водителей, так и пешеходов)
-Увеличивается вероятность появления животных на дороге
-Сокращается объем зрительной информации
-Притупляется реакция
21. На большой скорости не слишком старайся избежать столкновения с мелкими животными. Можно скорректировать направление, но не более того - жизнь кошки или собаки не стоит полной потери управления. Напротив, лоси или лошади посреди дороги способны полностью изменить ваши планы на сегодняшний день.
22. При движении по дороге, возле которой пасутся коровы, не удивляйся тому, насколько неожиданно они могут оказаться на проезжей части. Коровы не так быстры, как олени, но в интеллектуальном смысле и те, и другие примерно одинаковы.
23. Левый поворот с пересечением встречной проезжей части: перед поворотом руля, пропуская встречный поток, постарайся набрать хотя бы небольшую скорость, это поможет закончить поворот по инерции в случае, если двигатель начнет глохнуть. Полезно также иметь запас свободного места впереди себя, чтобы иметь возможность вовремя прекратить маневр и дождаться более благоприятного момента. Никогда не предполагай, что другие водители будут извещать тебя о своих действиях. Всегда делай поправку на идиотов, которым позарез надо подрезать тебя и занять именно твою полосу движения впереди тебя непосредственно перед светофором. Их можно легко отследить при приближении к светофору в зеркало заднего вида по их манере езды и скорости относительно остального потока.
24. Не надо перебирать передачи с высших на низшие при подъезде к светофору или перекрестку, если речь не идет о движении по очень скользкому покрытию. Тормозите на той передаче, на которой вы двигались, до минимальных оборотов, потом выжмите сцепление, перейдите на нейтраль и продолжайте торможение - как правило, к этому моменту скорость и так уже достаточно мала. После этого не включайте передачу до тех пор, пока вы полностью не остановились и не готовы возобновить движение. Мало того, что нет смысла на сухой дороге переключаться с 4 на 3 и потом на 2 передачи при торможении, это помимо всего прочего изнашивает детали КПП. (Это требование неприменимо к мотоциклам).
25. Для притормаживания пользуйтесь тормозами, а не коробкой передач - тормоза дешевле и проще в обслуживании, чем КПП или сцепление. Естественно, при затяжном движении под уклон это правило недействительно.
26. В плохую погоду особенно важно иметь чистыми ВСЕ стекла И световые приборы. У-упс - поправочка - в ЛЮБУЮ погоду.
27. Почаще и повнимательнее заглядывай под капот. Расход масла при движении по городским пробкам и по скоростной трассе может значительно отличаться. Следи за уровнем масла.
28. Сельскохозяйственные агрегаты:
- Всегда ездят медленно, и если ты не можешь правильно оценить его реальную скорость, все равно будь готов к тому, что скорость твоего приближения к нему окажется высокой;
- Часто занимают более одной полосы;
- Как правило, не имеют сигналов поворота и тем не менее могут повернуть в любую сторону в любой момент;
-Как правило, не имеют зеркал заднего вида и поэтому вполне могут тебя не увидеть;
-Люфт рулевого управления может быть излишне большим они могут мотаться по дороге влево-вправо;
-Всегда весят больше, чем твой аппарат
- Иногда на узких дорогах могут выступать габаритами на встречную полосу.
29. Если при движении по магистрали или скоростной полосе ты оказался в хвосте скопления машин, включи "аварийку", чтобы предупредить движущихся сзади водителей. Для дополнительного привлечения их внимания рекомендуется также тормозить кратковременными нажатиями на тормоз.
30. Если на дороге появился один олень, практически всегда рядом найдутся еще несколько - они ходят стаями и в основном проявляют активность в темное время суток. Поэтому быстрая езда по неосвещаемым участкам дорог в местах возможного появления диких животных опасна.
31. Тормози ПЕРЕД вхождением в поворот на извилистых участках дорог!
32. Невежд практически всегда можно узнать по тому, как они обозначают свое намерение повернуть: они не включают сигнал поворота и ты узнаешь об этом лишь по его загоревшимся у тебя под носом стопам. Надо отдать им должное, иногда они все же включают его, правда, всего на один или две вспышки лампы - и уже в самом повороте или после него. Они не включают ближнего света до тех пор, пока совсем не стемнеет. Их скорость передвижения всегда на 30-40 км/ч выше основного потока, и если на их пути попадется кто-либо, кто едет с меньшей скоростью, они начинают выдавливать его со своей полосы и сокращают дистанцию до 1/2 длины корпуса автомобиля. Они резко тормозят, так как не видят дорогу дальше чем за 1 длину корпуса своей машины, и каждое возникающее препятствие становится для них открытием. Они будут висеть у тебя на хвосте или обгонять и подрезать, когда ты подкатываешься к красному светофору в надежде, что к моменту твоего приближения сигнал сменится на зеленый. Они злоупотребляют тормозами на горных дорогах и их легко можно идентифицировать по дымящимся шинам и запаху горелой резины и тормозных колодок. В исключительных случаях из-под колес вырываются языки пламени.
33. Помни о том, что ты являешься водителем автомобиля до тех пор, пока по окончании поездки он не стоит на ручном тормозе или передаче и ключ не вынут из замка зажигания.
34. На знак Стоп необходимо останавливаться всегда, даже если ты думаешь, что в данном месте не было никакой нужды его ставить. Ты можешь ошибаться.
Вождение мотоцикла
1. При приближении к красному сигналу светофора первым в потоке подтормаживай прерывисто и заранее, чтобы привлечь внимание водителей едущих сзади автомобилей.
2. При остановке на светофоре оставайся на передаче и контролируй ситуацию позади себя до тех пор, пока не убедишься, что поток машин сзади на твоей полосе действительно остановился.
3. На склоне паркуйся передним колесом на подъем. Потом, при начале движения, легче будет откатить мотоцикл назад, нежели толкать его назад в горку (Не забудь про подножку).
4. Старайся быть заметным для прочих участников движения. Не двигайся по краю полосы - ты имеешь полное право занимать всю ее ширину. Старайся контролировать происходящее впереди в каждый момент времени.
5. Если это безопасно, на пустых дорогах почаще имитируй объезды препятствий и практикуй резкие торможения.
6. Если появилась острая необходимость торможения в повороте - сначала спрями траекторию.
7. Чаще очищай стекло шлема или бери с собой спрей для его очистки - даже небольшие пятнышки на нем требуют от глаз большего напряжения и могут отвлечь в самый неподходящий момент.
8. Затычки для ушей (типа таких, которые носят строители или пассажирам выдают при полетах на вертолетах) снижают усталость при длительной езде.
9. Привязывая багаж эластичными ремнями, продевай их СКВОЗЬ багаж, а не накидывай сверху.
10. Кожаная одежда предпочтительнее, потому что плотнее прилегает к телу и лучше препятствует проникновению ветра. Минимальный набор одежды: шлем, кожаные перчатки, кожаная мотоциклетная куртка с защитой, ботинки, длинные штаны.
- Дополнительно рекомендуются: Кожаные штаны, затычки для ушей.
11. При езде в очень жаркую погоду помогает смоченная в воде бандана или шейный платок.
12. Дорожная разметка скользкая в сухую погоду и практически с нулевым коэффициентом сцепления в мокрую! (То же можно сказать о металлических пластинах на переездах и т.п.).
13. В поворот следует входить по широкой дуге, что увеличивает сектор обзора в повороте - это важно!
14. Следует знать о том, что тяжелые транспортные средства создают зону разрежения позади себя при движении с большой скоростью, а также рассекают воздух, создавая дополнительные воздушные потоки вокруг себя. В сочетании с боковым ветром они могут привести к трагедии.
15. В дождь двигайся по следам шин впереди идущего транспорта.
16. По возможности подавай сигналы поворота не только электрическими указателями, но и руками. Иногда этот прием срабатывает намного лучше, чем просто мигалка - люди по-другому реагируют на непривычные (их ведь мало кто использует), но понятные жесты и их реакция на тебя мгновенно мобилизуется.
17. Помни о том, что очень хорошо иметь зрительный контакт с другим водителем, хотя в большинстве случаев ПРОСТО взгляд ничего не говорит другому участнику движения.
18. На куртке сзади желательно иметь фрагмент отражающего материала. Только в этом случае движущийся позади тебя водитель сможет правильно оценить дистанцию до тебя. (Задний габаритный огонь дает информацию только о том, что ты движешься впереди, и не позволяет оценить расстояние).
19. Ты можешь помочь другим участникам движения понять твои намерения сигналами рукой, например:
-при остановке помаши руками другим водителям, чтобы показать, что они могут тебя объехать;
-если кто-то поджимает тебя сзади, обернись и левой рукой подай знак, как будто ты отталкиваешь его от себя, тыльной стороной ладони к себе;
-правило хорошего тона - если уж тебя начали обгонять, не препятствуй этому; например, слегка притормозив, дай возможность тяжелому грузовику убраться на твою полосу перед тобой;
-наклоном головы или движением левой рукой назад сигнализируй встречным мотоциклистам о засаде дорожного патруля.
-при подаче сигналов руками хорошо иметь перчатки ярких цветов.
20. Перед остановкой выбери место парковки - глупо было бы упасть, поставив ногу для опоры на лужу масла, антифриза или бензина.
21. При остановке в пробке не прижимайся к впереди стоящим транспортным средствам, всегда имей в запасе пространство впереди себя для того, чтобы в случае необходимости выбраться из пробки. Контролируй ситуацию сзади по зеркалам, пока задние машины не остановятся полностью!
22. Без необходимости не езди в темноте по следующим причинам:
-труднее заметить посторонние объекты на дороге;
-труднее оценить состояние дороги и силу сцепления шин;
-ночью больше насекомых, и разбиваясь о стекло шлема, они сильнее затрудняют обзор;
- ночные животные (однажды я был свидетелем столкновения мотоциклиста с оленем - зрелище пренеприятное);
-больше пьяных и т.п.;
-если перегорит лампочка в фаре, это может стать серьезной проблемой.
23. При езде в холодную погоду здорово спасает термоэлектрический костюм. Он позволяет уберечься от гипотермии и силу нагрева можно плавно регулировать.
24. Ботинки должны быть ХОРОШИМИ. Никаких шнурков. Ботинки военного образца с молниями или шнурками, скрытыми за молнией - хороший выбор.
25. Хорошую практику, чувство своего аппарата и равновесия можно приобрести при езде от одного светофора до другого, стараясь ни разу не коснуться ногой асфальта, то есть подкатываться к красному светофору в тот момент, когда на нем загорается зеленый. (При этом помни, что в потоке всегда найдется желающий "сделать" тебя и со скрипом тормозов все же остановиться на красный свет, в то время как ты будешь подкатываться к нему)
26. Расход топлива сильно увеличивается при встречном ветре - пусть это тебя не удивит. Заправляйся вовремя.
27. Смотри только туда, куда ты хочешь ехать и где хочешь оказаться. (основное правило мотоциклиста) Если ты чувствуешь, что падение неизбежно, все равно продолжай смотреть в ту зону дороги, в которой ты хотел бы оказаться.
28. Или занимай полосу полностью, или освободи ее. Не допускай появления вокруг тебя места, едва-едва достаточного для автомобиля - в этом случае при повороте он тебя все равно зацепит. Не позволяй водителю машины рядом с тобой решить, что он сможет влезть в это узкое место - или освободи его полностью для него, или займи полосу.
29. При езде с пассажиром делай акцент на комфорт езды в ущерб острым впечатлениям, при этом не забывай настроить подвеску и изменить давление в шинах.
30. Перед неизбежными ямами или кочками привстань на подножках. Практикуй езду на подножках - это улучшает навыки управления.
31. Настрой органы управления под себя. Особенно положение педали заднего тормоза.
32. На длинных перегонах полезно иметь круиз-контроль или стопор ручки газа.
33. Доверяй своим шинам, но для этого всегда относись к ним как к самым лучшим друзьям.
34. При повороте или развороте старайся двигаться в горку, чтобы при необходимости легче было сдавать назад. Проще ехать вперед в горку и сдавать назад с горы - планируй свои действия!
35. Маши рукой детям при каждой возможности. Они получают от этого положительные эмоции, и кто знает, может быть спустя несколько лет они вспомнят об этом, это воспоминание станет решающим, и они пополнят наши ряды.
36. Не пересекай двойную сплошную линию. Это приносит всем нам плохую репутацию.
37. Приближайся к линейным препятствиям (ж/д путям, высоким бордюрам) под прямым углом. Добавь газа, чтобы разгрузить переднюю вилку. Встань на подножки.
38. Повороты проходи только при постоянной тяге или небольшом ускорении. (Не перегружай переднее колесо торможением в повороте)
39. Регулярно очищай и полируй стекло шлема и обрабатывай специальными составами, которые способствуют удалению капель во время дождя. Мельчайший туман на внешней поверхности стекла также будет сворачиваться в капли и сдуваться ветром с обработанного таким образом стекла.
40. Не тормози в повороте. Тормози перед ним и ускоряйся в повороте. Таким образом нагрузка на шины выравнивается, что способствует увеличению сцепления шин с дорогой и более безопасному выходу из поворота.
41. Изучай различные дорожные покрытия и текстуру. Учись чувствовать состояние и сцепление шин, силу тормозов и обеспечиваемого ими замедления на разных покрытиях, умей объезжать препятствия.
42. Собаки особенно не любят мотоциклы. Ожидай их нападения. Переключись на низшую передачу, заранее сбрось скорость с тем, чтобы собака изменила тактику и направление своего перехвата в соответствии с твоей изменившейся скоростью, и затем резко ускорься, оставив собаку позади. Громко сказано, но это чем-то похоже на тактику пилота истребителя, "обманывающего" приближающуюся к нему ракету. Кстати, именно так можно избежать столкновения с собаками и спасти им жизнь - они продолжают бежать по обочине, а не выбегают на проезжую часть.
43. Перед парковкой убедись в том, что подножка находится на твердой поверхности. Асфальт в жаркие дни может быть слишком податливым для малой площади опоры подножки мотоцикла и провалиться на пару сантиметров или больше. Если нет других вариантов, подложи под опору сплющенную банку из-под кока-колы.
44. Регулярно проверяй состояние аккумулятора. На мотоциклах они не слишком мощны и сильно нагружены.
45. Двигатели с воздушным охлаждением склонны к значительному расходу масла, особенно при движении с большой скоростью или в особо жаркие дни. Проверяй уровень масла заранее и почаще и установи тенденции и темпы расхода.
46. Если ты обслуживаешь свой мотоцикл самостоятельно, будь аккуратен. Большинство ответственных болтов и винтов вкручиваются в резьбу деталей, выполненных из мягких алюминиевых сплавов.
47. Список дорожных покрытий по снижению коэффициента сцепления:
-Чистый сухой асфальт
-Чистый сухой свежий асфальт
-Чистый сухой бетон
-Свежеположенный ремонтный состав типа гудрона
- Влажный асфальт
- Присыпанный песком асфальт
-2-5 см грязного кашеобразного снега
-Влажный бетон с продольными волнами
-Сухая дорожная разметка
-Сухой прессованный снег
- Сухой асфальт с брызгами масла
- Сухой бетон с брызгами масла
-Бетон, слегка присыпанный песком
- Асфальт, покрытый строительной глиной и грязью
-Сухой, полированный металл (ремонтные пластины на дороге, переездах)
-Влажный бетон - мелкозернистый, без продольных волн
-Сухие листья
- Влажные листья
-Влажная дорожная разметка
-Влажный и жирный (масляный) асфальт
-Влажный металл
-Влажный лед
- Гидропланирование (водяной клин)
48. В хорошем дождевом костюме чувствуешь себя человеком - легче сконцентрироваться на вождении, когда тебе тепло, сухо и относительно удобно. Как правило, лучше покупать специальную мотоциклетную дождевую одежду. Наиболее проблематично выбрать подходящие перчатки для вождения мотоцикла в дождь.
49. Любой более мощный по сравнению со стандартным звуковой сигнал может однажды спасти тебе жизнь.
50. Но всех новых шинах есть тонкая пленка специального состава, который облегчает выемку шины из пресс-формы после изготовления. Это значит, что все новые шины обладают намного более низким коэффициентом трения до тех пор, пока пленка состава не будет удалена естественным путем. В руководстве к мотоциклам BMW говорится, что это происходит на протяжении первых 300 миль, В принципе, пробег такой приработки шины можно немного сократить, если проехать по шершавому покрытию, но лучше не рисковать.
51. Летящие птицы
-Небольшие птицы типа воробьев или голубей - не меняй своего курса и пригни голову. Курс полета таких птиц невозможно предсказать и они в любом случае шустрее, чем ты, поэтому у нее больше шансов увернуться от тебя, чем у тебя - от нее.
-Крупные птицы типа орлов или соколов настолько тяжелы, что им трудно будет произвести маневр вовремя, поэтому если есть возможность, планируй свой курс вслед за ними, однако следи за тем, чтобы при этом не улететь с дороги.
перевод Maxie Max _________________
Архимаг не рассусоливает с колдунами без лицензии!
Перед тем,как посадить нового пассажира к себе на мотоцикл, я всегда провожу с ним небольшой брифинг. Я объясняю ему, что до тех пор, пока он находится на заднем сидении, ОН - босс и его слово для меня закон. Если ему хочется ехать помедленнее - я сделаю это. Если ему надо остановиться, причем по любой причине - нет проблем. Я говорю ему о том, что я отнюдь не ставлю перед собой цель испугать его во время поездки, а напротив, хочу, чтобы этот замечательный опыт запомнился ему. В обмен на это я требую от пассажира, чтобы во время движения он выполнял для меня определенные задания. Всего их четыре. Кроме этого, пассажир должен согласиться с тем, что он будет садиться и сходить с мотоцикла исключительно с разрешения водителя.
Мои пассажиры садятся на свое место и сходят с него только тогда, когда я сам нахожусь на мотоцикле, на нейтральной передаче, с поднятой боковой подножкой и обеими ногами на земле. Зачем поднимать подножку? Затем, что когда пассажир плюхается в седло, подвеска сжимается и мотоцикл может резко наклониться или даже завалиться вправо за счет того, что опора подножки коснется земли. Когда я готов к движению, то я киваю и пассажир знает, что этот знак означает мою готовность. То же самое я делаю после остановки, если пассажиру есть необходимость сойти с мотоцикла. И наконец, я прошу, чтобы при посадке и высадке пассажиры старались переносить вес своего тела как можно ближе к центру мотоцикла - они должны стараться не тянуть аппарат на себя, а наоборот, сами стремиться к нему при посадке.
Далее, я объясняю пассажиру, что во время движения они могут разговаривать со мной и даже пользоваться СВ-радио (кнопка для этого находится под их левой рукой), но что касается телодвижений - об этом надо забыть и буквально прикинуться "мешком с картошкой" (в принципе, они могут менять положение своего тела и даже немного двигаться, главное чтобы это не стало для меня неожиданностью). Совершенно определенно я указываю им на то, что им НЕ следует пытаться помочь мне наклонять мотоцикл в повороте или наклоняться самим заблаговременно, думая, что так мне будет легче.
Перед поездкой я говорю своему пассажиру, что ни разу не попадал в аварии (и это правда), но несмотря на это, что бы ни случилось, он всегда должен стараться держать свои ноги на подножках и ни в коем случае не пытаться выравнивать мотоцикл или опускать ноги на землю. На моем мотоцикле стоят дуги для пассажира, которые служат также для навески туристических кофров, и я объясняю пассажиру, что до тех пор, пока его ноги находятся на подножках, эти дуги будут способны выполнить свою основную задачу и защитить ноги.
Ах да, что касается четырех заданий для пассажира… Так вот же они:
Пассажир должен подавать знаки приветствия всем мотоциклистам, приближающимся к нам навстречу.
Пассажир должен подавать знаки приветствия всем немобильным полицейским.
Пассажир должен подавать знаки приветствия всем детям, если те проявляют к нам хотя бы малейший интерес.
Пассажир должен демонстрировать всему миру, что он получает удовольствие от езды, в особенности на всех остановках.
Невыполнение любого из этих заданий приведет к тому, что после окончания поездки нерадивому пассажиру в наказание придется полировать колесные спицы. ;-) (Естественно, на моем Wing'е нет никаких спиц…)
А вот правила, которые я установил для самого себя при перевозке пассажира:
Единственное, что я хочу продемонстрировать - это то, насколько безопасной и приятной может быть езда на мотоцикле.
Я стараюсь переключать передачи настолько плавно, чтобы пассажир в идеале этого просто не замечал (показатель - отсутствие характерного кивка головы в момент переключения).
Я стараюсь начинать движение и останавливаться так, чтобы пассажир не замечал фактического начала движения или остановки. Абсолютная плавность хода - вот к чему я стремлюсь.
Автор неизвестен. _________________
Архимаг не рассусоливает с колдунами без лицензии!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
Страница сгенерированна за 0.01307 секунд с 11 обращениями в базу данных